Как подобрать CMS

Ориентироваться на использование CMS следует в подавляющем большинстве случаев. Действительно, несколько лет назад, для того чтобы получить удовлетворительную CMS, требовалось потратить ощутимую сумму денег на покупку лицензии и оплату услуг специалиста, настраивающего систему. И не для всякого сайта подобные траты выглядят оправданными. Сейчас ситуация поменялась кардинальным образом: появились бесплатные CMS, удобные в настройке, при этом установка современных систем занимает немного времени и не требует особенных навыков.

Единственный вид сайтов, для которых использование CMS выглядит малоэффективным, это статичные сайты-визитки, состоящие из одной страницы, на которой указаны почтовый адрес и телефонный номер. Такой сайт не требует ни оперативных обновлений, ни развитой информационной структуры, так что любая CMS просто будет простаивать.

Во всех других случаях CMS очень сильно облегчит жизнь сайтовладельца. Если только правильно CMS выбрать. Для верного выбора прежде всего следует определиться по нескольким вопросам.

Вопрос первый: Какова информационная структура сайта?

Это наиболее важный вопрос. Дело в том, что даже самая мощная и гибкая "универсальная" CMS имеет свои ограничения по отображению иерархии материалов.

Например, предположим, что вы наметили сделать каталог товаров, где будет представлено несколько сотен наименований разнородной продукции, каждому виду которой будут соответствовать два-три десятка качественных характеристик. Скорее всего, ни одна "универсальная" CMS не позволит такое реализовать. Придётся либо обратить внимание на специализированные системы для интернет-каталогов, либо рассмотреть вариант с заказом разработки CMS "под конкретный сайт". С другой стороны, CMS, ориентированная на интернет-каталоги, вряд ли годится для корпоративного или тематического сайта.

Так что прежде чем останавливать выбор на какой-то из предлагаемых CMS, хорошо бы сделать набросок структурной организации содержимого сайта и перечень требований к преобразованию этого содержимого.

Второй вопрос: Кто и как часто будет обновлять информацию на сайте?

Дело в том, что CMS должна обеспечивать удобную работу редакторам/администраторам сайта. И если планируется, что над сайтом будет работать целый коллектив авторов, то и CMS должна предоставлять достаточные возможности по коллективной работе. Если же автор один, то и каких-то многопользовательских функций не требуется.

То, насколько часто обновляется информация, влияет на выбор функций по добавлению новых данных на сайт. Ведь если планируется вести прямые репортажи с ежеминутными "горячими новостями", то и CMS должна предоставить удобный "оперативный" интерфейс для мгновенного добавления текстов "одним нажатием", без лишних действий - это будет сильно экономить время редактора. Если же конструируется тематический сайт, где новые страницы появляются раз в неделю или реже, то обращать внимание на то, сколько действий внутри CMS надо совершить, чтобы статья появилась на сайте, вряд ли оправдано.

Третий вопрос: Что за хостинг-площадка может быть для сайта выделена?

У любой CMS есть определённые технические требования к серверу, на котором она будет работать. Требуются различные базы данных, поддержка языков программирования, разное доступное пространство на диске и тому подобные особенности. Сложные, многофункциональные CMS могут создавать большую нагрузку на сервер. Поэтому, если "целевой сайт" не может быть размещён на ультрамощной хостинг-площадке, но планируется, что посещаемость сайта будет достаточно интенсивной, то следует тщательно изучить вопрос с производительностью той или иной CMS на доступных ресурсах. И выбирать придётся ту, которая менее требовательна, пусть она и не предоставляет многообразия функций, либо рассмотреть вопрос со сменой хостинга для сайта.

Четвертый вопрос: Есть ли возможность заплатить сторонней компании за CMS?

Действительно, технологии шагнули так далеко, что каковы бы ни были проблемы, выявленные на этапе поиска ответов на три предыдущих вопроса, преодолеть их поможет разработка специализированной CMS. Однако это чрезвычайно затратное мероприятие действительно оправдано лишь тогда, когда есть возможность тем или иным способом вернуть вложенные деньги.

Также, существуют коммерческие CMS. Это "универсальные" системы, но за право их использования придётся заплатить производителю. Главное преимущество таких систем не в каких-то удивительных функциях, которых нет в бесплатных CMS, а в том, что за уплаченные деньги клиент получает хорошую техническую поддержку (по крайней мере, должен получать таковую). Бесплатные CMS, к сожалению, не могут похвастать хорошей и бесплатной же технической поддержкой. Правда, можно использовать бесплатную CMS, "докупив" к ней коммерческую поддержку, но тогда это уже не будет бесплатным решением.

Итак, CMS необходима, а выбор её определяется структурой сайта, размером коллектива разработчиков, доступной хостинг-площадкой и финансовыми возможностями сайтостроителя.