Сайт массовой информации: руководство для архитектора

Онлайновые СМИ – весьма широкое понятие, которому до сих пор нет точного определения. К интернет-изданиям неискушенный пользователь относит онлайновые версии печатных гигантов, вроде «Вестей» или «Коммерсанта». В ту же категорию входят онлайновые «по рождению» Lenta.ru и Gazeta.ru, с их всеобщим охватом. С ними соседствуют и небольшие по аудитории узкотематические сайты («Вебпланета», TelNews.ru), внутри которых есть еще более мелкое деление. Так, в Рунете существует интернет-издание о доменах (info.nic.ru), а также специальное СМИ для оптимизаторов (SEONews). Об особенностях создания и «эксплуатации» сайта Интернет-СМИ - эта статья.

Разобраться во всех этих многочисленных подвидах было гораздо проще до наступления эпохи «веб 2.0», где граница между «просто сайтом» и онлайновым СМИ стала еще более размытой. Сначала как дань моде, а затем как отражение мировой тенденции, в Рунете начали появляться так называемые «социальные медиа», построенные отчасти или даже целиком на пользовательском контенте.

Появились сайты-агрегаторы (например, news2.ru или smi2.ru), где пользователи собирают самые интересные информационные сообщения, упорядочивают их посредством голосования, обсуждают и самостоятельно формируют ленту новостей. Родился «Хабрахабр», который с самого начала не претендовал на роль интернет-СМИ, но с помощью пользователей частенько обставлял профессиональных журналистов. Одним словом, онлайновые СМИ – это пока не слишком большой, но уже очень запутанный клубок возможностей.

За пределами Сети все просто и однозначно. Средство массовой информации должно быть зарегистрировано в установленном порядке и иметь свидетельство. Отличительные признаки телеканала, радиостанции или газеты без труда сформулирует любой школьник. Многие серьезные интернет-СМИ тоже обзавелись бумагами, при этом сотни других, не менее авторитетных, сайтов остаются СМИ «де-факто», не утруждая себя официальной регистрацией.

Если регистрационный документ не является обязательным атрибутом интернет-издания, то что же объединяет сайты категории Интернет-СМИ? Ведь большинство «продвинутых» пользователей без особого труда отличает интернет-СМИ от развлекательного портала, социальной сети или блога. В этой статье мы посмотрим на эту аморфную группу с точки зрения архитектора – человека, которому поручено спроектировать сайт онлайнового издания.

Полезные излишества и функциональные недостатки

Чем же онлайновые СМИ отличаются от своих «несетевых» собратьев?

Динамика выхода. Самым слабым звеном, с точки зрения этого параметра, является газета, которая с трудом осиливает ежедневный цикл. Радио и телевидение способны доносить информацию гораздо оперативнее: каждый час, по несколько раз в час. Максимальной гибкостью обладают интернет-СМИ, которые способны выдавать информацию по мере ее поступления, теоретически, в любое время дня и ночи. Соответственно, они лишены жесткого графика выхода, обновляются десятки и сотни раз в день, доставляют информацию очень оперативно.

Редакционная цепочка. В отличие от газеты, где каждая статья проходит длинный путь согласований, проверки и верстки, в Сети количество инстанций сокращается до одной. В небольших интернет-изданиях частенько работает один «человек-оркестр», который самостоятельно ищет информационные поводы, берет интервью, готовит иллюстрации и публикует материал. С ростом штата появляется выпускающий редактор, однако в любом случае – редакционную цепочку стараются держать в узде, не давая ей превратиться в длинный змеиный хвост.

Обратная связь. Ее возможности простираются от обычных писем в редакцию и комментариев к статье, до голосований, публикации заметок в блогах, добавления в «закладки». Эта особенность делает интернет-издания самой интерактивной и «отзывчивой» категорией СМИ, где читатель всегда может высказать свое мнение и привык считать это своим священным правом.

Потребление информации удобным способом. Если телевидение и радио ограничены особенностями своего канала, то онлайновые СМИ могут предоставить информацию в любом удобном для потребителя виде. И за последние несколько лет ни в чем не отказывать читателю – стало уже правилом. Кому-то удобно время от времени заходить на сайт и пролистывать заметки, другие сгребают всю информацию через RSS, третьи по старинке подписываются на почтовые рассылки, четвертые любят подкасты или онлайновое видео. Хорошее интернет-издание стремится удовлетворить самого взыскательного читателя, даже если это работа на перспективу, и доля взыскательных составляет небольшой процент от всей аудитории.

Итак, онлайновым СМИ можно признать любой информационный сайт (свидетельство о регистрации вовсе не обязательно). Главное, чтобы на нем периодически появлялись актуальные публикации, с более-менее профессиональной подачей материала. Этим интернет-СМИ отличается от «субъективных форматов» блогеров. Сайт интернет-СМИ, как правило, оснащен разнообразными механизмами обратной связи, регистрацией пользователей и прочей социальной атрибутикой. Пользователям доступны RSS-ленты, рассылки по электронной почте, а у самых продвинутых – мультимедийные фрагменты, иллюстрирующие сухой текст.

Какие требования этот набор предъявляет к архитектуре сайта? Здесь уместно вспомнить об особенностях восприятия текстов в Сети, про которые еще в незапамятные времена писал Якоб Нильсен. Пользователи онлайновых СМИ - не читают, а просматривают статьи, изредка заостряя свое внимание на самых интересных абзацах. Отсюда и требования к тексту – не слишком пространный, четко структурированный, содержащий подзаголовки, и главное – удобный для просмотра.

Избавить пользователя от лишних раздражителей стараются еще на этапе дизайна. Неслучайно многие классические интернет-СМИ и онлайновые версии бумажных изданий выдержаны в неярких, часто светло-серых тонах, и «воздушном» дизайне, который служит как бы исключительно обрамлением для контента. Немало значат и шрифты: стандартные, удобные для восприятия, иногда даже со специальными иконками для изменения размера. Обязательным элементом является статусная навигация, которая позволяет читателю легко определить, где он находится. Ну и разумеется, форма поиска, которая должна встречать посетителя на главной странице.
Эпоха «веб 2.0» добавила в разряд общих требований ссылки на RSS-каналы, организованные понятным даже для новичка образом.

Обычно читателю предлагается полный дайджест всех материалов издания, либо отдельные ленты по рубрикам. Неплохо будет с самого начала подумать об учете подписчиков, например, добавив на сайт счетчик FeedBurner. Пользователи жаждут общения, поэтому им должны быть доступны хотя бы минимальные возможности коммуникации – иначе вас просто не поймут. Самые стойкие читатели захотят зарегистрироваться, однако немалая часть будет комментировать анонимно и очень болезненно относится к этому своему праву. Значит, в список требований добавляется регистрация, с возможностью оставлять комментарии для незарегистрированных пользователей.

Контент, застрявший в лифте

«Капризы» онлайновых СМИ вовсе не ограничиваются внешним видом и юзабилити, серьезные требования предъявляются и к «технической начинке» - движку, обеспечивающему работу интернет-издания. Под «движком» подразумевается, в первую, очередь система управления контентом (CMS), в ее задачу входит надежная транспортировка контента между этажами этого здания.

Нагрузка, пиковая и плановая. Как и всякое средство массовой информации, сайт с уникальным и качественным контентом способен собрать вокруг себя немаленькую аудиторию, при этом он не застрахован от скачкообразного роста популярности (внешние причины). Нужно ясно представлять себе, на какую нагрузку стоит рассчитывать на начальном этапе, какое количество запросов придется обрабатывать серверу, и как – в случае необходимости – с наименьшими затратами преодолеть это ограничение.

Кто первый? Для некоторых изданий, особенно новостной направленности, скорость имеет исключительное значение. Это означает, что от выпускающего редактора требуется иногда ежечасно публиковать десятки материалов, подгружать иллюстрации и расставлять ссылки. В гонке за оперативность выигрывает тот, кому удалось максимально автоматизировать процесс: избавиться от ручного редактирования HTML, импортировать тексты из Word с сохранением полезного форматирования, автоматически приводить картинки к нужному размеру.

В помощь редактору. Актуальный и интересный контент – это результат командной работы, где существует свое разделение труда и свой процесс «предпечатной» подготовки. Текст, присланный одним из авторов, предварительно «причесывается» редактором, отправляется выпускающему редактору, который вычитывает текст и выполняет работу корректора. Иногда требуется согласовать материал с главным редактором, издателем или рекламодателем. Было бы совсем неплохо, если бы CMS могла поддерживать производственный процесс (workflow): разграничение прав доступа между сотрудниками редакции, возможность одобрять или отклонять статьи, механизм распределения инфоповодов и тем, внутренняя коммуникация.

Этот далеко не исчерпывающий список требований рождает у некоторых стойкое убеждение, что стандартные («коробочные») системы управления контентом не подходят для интернет-СМИ. В таких размышлениях нет смысла вне конкретной задачи. Если необходимо создать нишевое издание с относительно немногочисленной аудиторией и небольшой редакцией, то «коробочная» CMS – вполне здравый выбор. Амбициозный массовый проект с десятками рубрик и форматов, большой редакцией и жесткими требованиями по оперативности подачи материалов заставляет задуматься – вероятно, проще написать движок с нуля.

Человеческое лицо или социальная физиономия?

Самым сложным, на мой взгляд, вопросом, который стоит перед архитектором онлайнового СМИ в сложившейся ситуации, является его «социальность». Идеология «веб 2.0» знаменовала отход от одностороннего веба – безликих сайтов, где доминировала воля издателя, а читателям было разрешалось лишь потреблять информацию и изредка делиться своими оценками. Воодушевленные пользователи с головой окунулись в пространство UGC (user generated content), поверив в то, что издатели и профессиональные поставщики контента им больше не нужны. Это, разумеется, крайняя позиция, категорично отметающая авторитет любых СМИ в Сети. Гораздо чаще веяния «веб 2.0» приобретают характер «модных осложнений».

Как говорилось выше, коммуникация с читателями, открытость и готовность к диалогу давно уже стали отличительными чертами онлайновых СМИ. Однако несмотря на все разговоры о скорой смерти интернет-изданий под напором блогов и «социальных новостей», контент, создаваемый профессиональными журналистами, по-прежнему остается востребован в Сети.

Какое отношение эти мысли имеют к постройке интернет-издания?

Да самое непосредственное: наивно ожидать, что одна лишь грамотно подготовленная площадка-сайт сможет обеспечить проекту вожделенный успех, а остальное, мол, сделают пользователи. Особое значение в Сети получает задача фильтрации информации, а именно с ней пользователи, как показывает опыт триумфального шествия «веб 2.0» по Рунету, справляются плохо. UGC – отличное подспорье, если позволяет решать стоящие перед вами задачи. Одновременно это лучший способ превратить сайт интернет-СМИ в информационную свалку, если слепо следовать изменчивой моде.

Федор Смирнов Об авторе:

Федор Смирнов - известный ИТ-журналист, аналитик интернет-издания info.nic.ru и главный редактор интернет-издания TelNews.