Как быть с авторами и их правами

У контента, наполняющего Интернет, есть авторы. На первый взгляд это может показаться удивительным, но даже у контента, сгенерированного той или иной программой, есть автор - это создатель программы. Тем более, авторы (иногда это один автор, иногда - коллектив) существуют у текстов, фотографий, рисованных комиксов, музыки и других произведений, размещённых в глобальной Сети. У авторов есть авторские права. И эти права охраняет целый свод законов и международных соглашений.

Важнейшим фактором, определяющим претворение в жизнь авторских прав, является их деление на имущественные и неимущественные. Неимущественное авторское право - это право создателя произведения называться его автором. Неимущественные права не отчуждаемые. Имущественные права, в основном, касаются получения доходов от "эксплуатации" произведения и могут быть переданы автором фактически кому угодно, например издателю. На практике, всякое распространение и большинство способов использования произведения контролируются тем лицом (физическим или юридическим), которому принадлежат имущественные права. В отличие от неимущественных прав, имущественные охраняются законом только в течение некоторого промежутка времени (например, в России сейчас установлен срок охраны - 70 лет со дня смерти автора).

Согласно сложившейся практике, давно закреплённой законодательно, авторское право не требует какой-то регистрации и возникает само собой, вместе с созданием произведения. То, что произведение (например, фотография или рассказ) выставлено в Интернете и доступно для свободного копирования, вовсе не означает, что обладатель авторских прав разрешил это свободное копирование. Часто для копирования и распространения контента, найденного на просторах Интернета, требуется дополнительное разрешение от владельца, иногда - письменное. Правда, для личного использования читателем копию страницы с понравившимся рассказом (или с фотографией) можно сделать смело - это прямо разрешается законами.

Возникновение цифровых технологий, распространение Интернета - всё это сильно повлияло на реалии авторского права, на отношение к нему со стороны правообладателей, авторов, потребителй. Вместе с развитием Интернета развиваются и два радикальных направления общественной деятельности, напрямую связанных с авторским правом: представители одного направления требуют ещё больше ужесточить законы, усилить ответственность нарушителей авторских прав и укрепить механизмы этих прав реализации; сторонники другого - напротив, выступают за полную отмену имущественных авторских прав, требуя свободы в новом информационном пространстве.

Деятельность некоторого числа сторонников "свободного пространства" уже принесла в Интернет реальные плоды: это свободно распространяемый контент. Например, известный "проект свободной энциклопедии" - Wikipedia - всё свое содержимое предоставляет на условиях фактически неограниченного свободного использования. Любой текст из "Википедии" можно копировать и, к примеру, распространять через свой сайт, а равно и использовать при создании сайта. Единственное ограничение: взятые из "Википедии" тексты должны и дальше распространяться по "свободной лицензии". Также в глобальной Сети существуют (и постоянно пополняются) "свободные фотобанки" - хранилища фотоматериалов, распространяемых на весьма свободных условиях.

Используя чужие материалы, следует понимать, что произведением может распорядиться только автор и что на данный момент сложились некоторые "градации" степени ограничения использования произведения, устанавливаемые автором. Эти "градации" принято называть "видом лицензии" или просто "лицензией". Упрощенно виды можно описать так, ранжируя по степени "свободы" (примем, что во всех случаях произведение используется в неизменной форме, не будет производиться продажа произведения и используется оно с обязательным указанием авторства):

1) Полностью свободное использование, без ограничений (так называемые произведения, находящиеся в Public Domain);

2) Свободное использование в некоммерческих целях;

3) Бесплатное использование с разрешения автора (правообладателя);

4) Платное использование с разрешения автора (правообладателя).

Конечно, существует масса иных вариантов и сложных случаев. Одни из них касаются вышедших из-под охраны закона произведений, например старых фотографий. Другие - произведений, созданных сотрудниками правительственных структур по заданию правительств (скажем, все фотоматериалы, выполненные на деньги и по заданию правительственных структур США, сразу же поступают в Public Domain, то есть в свободное использование.) Временами сложна и запутана ситуация с так называемыми производными произведениями, например с переводами книг, с хрестоматиями, базами данных, сборниками цитат.

Обычно, условия использования материалов, размещённых в Интернете, указаны вместе с публикацией. Если же никаких указаний по поводу условий использования рядом с текстом или фотографией найти не удалось, то следует считать, что копирование запрещено, а уточнить реальное положение дел можно, связавшись с правообладателем. Такова традиция хорошего тона, помогающая, к тому же, избежать проблем с законом.