Мифы и реальность социальных сетей в Интернете

Wikimedia В эпоху WEB 2.0 понятие «социальная сеть» прочно влилось в список наиболее распространенных и используемых интернет-терминов. Однако далеко не все пользователи Всемирной Паутины знают, что оно существовало задолго до появления Интернета.

В 1954 году в одной из своих работ его впервые употребил социолог Джеймс Барнс. В настоящее время ученые-социологи понимают под социальной сетью социальную структуру, состоящую из группы связанных узлов (т.н. «акторов»), каждый из которых занимает определенную позицию в обществе. Под акторами понимаются социальные объекты: люди или организации. При этом в любой социальной сети происходит непрерывный обмен материальными, информационными и эмоциональными ресурсами. Этот обмен позволяет участникам сети накапливать ресурсы (т.н. «капитал») с целью удовлетворения собственных потребностей. Что касается связей между акторами, то они могут быть ненаправленными (например, соседство) и направленными (отношения подчинения). Стоит отметить, что в социологии социальная сеть часто противопоставляется структурированной организации, в которой господствуют формальные отношения. Считается, что социальная сеть – это, прежде всего, неформальное объединение, основанное на добровольной кооперации его членов. Примерами такого объединения могут быть, скажем, преступные сообщества.

Исходя из концепции социальных сетей, которые существуют в реальности, можно попытаться определить, что же представляют собой такие сети в рамках киберпространства. Для того чтобы называться «социальной сетью» интернет-проект должен предоставлять следующий функционал:

1.возможность создания индивидуальных профилей, в которых будет содержаться определенная информация о пользователе (его имя, семейный статус, интересы и пр.);

2.возможность взаимодействия пользователей (посредством просмотра профилей друг друга, внутренней почты, комментариев и пр.);

3.возможность достижения совместной цели путем кооперации (например, целью социальной сети может быть поиск новых друзей, ведение группового блога и пр.);

4.возможность обмена ресурсами (к примеру, информацией);

5.возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов (например, путем участия в социальной сети можно обзаводиться новыми знакомыми и тем самым удовлетворять потребность в общении).

Кроме того, портал, позиционирующий себя как социальная сеть, должен быть автоматизированным и предоставлять пользователям удобный функционал для реализации всех названных возможностей.
Казалось бы, проектов, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям, в современном Интернете масса. Ряд из них создан для общения (например, всемирноизвестные Facebook и MySpace или популярные в Рунете ВКонтакте и Одноклассники). Некоторые порталы направлены на обмен информацией (скажем, блогхостинг LiveJournal.com)

Несмотря на это, ни один из сегодняшних интернет-проектов не может называться «социальной сетью» в социологическом смысле этого слова. Дело в том, что одним из основополагающих принципов полноценной социальной сети является отсутствие отношений типа «господство-подчинение». Это означает, что все участники сети формально равны друг перед другом и никто из них не обладает особыми полномочиями. Но на любом интернет-сайте существует администратор, у которого есть ряд исключительных прав, отсутствующих у рядовых пользователей (например, право удаления или редактирования контента). Это – необходимое условие нормального существования сайта: в противном случае недобросовестные посетители заполнят его некачественным содержимым. Однако именно из-за администирования социальных сетей, существующих сегодня в Интернете, в них не соблюдается принцип равенства полномочий, и, следовательно, возникает иерархия, присущая формальным организациям. А это уже вовсе не полноценная социальная сеть.

Попытки искоренить этот недостаток предпринимались неоднократно. Например, авторы проекта «7 рук» (в настоящее время он заморожен) предоставили пользователям возможность удалять аккаунты своих друзей. Еще один инструмент, позволяющий более-менее выровнять полномочия – рейтинги, которые участники социальной сети могут присваивать друг другу. Если рейтинг пользователя достигает определенного критического значения, его аккаунт автоматически блокируется. Этот способ используется на портале Новости 2.0.

Однако эффективно решить проблему формального равенства участников социальных сетей в Интернете вряд ли удастся, учитывая доступность Всемирной Паутины огромному количеству людей, далеко не все из которых готовы использовать ее возможности законных и нравственных целях.
Здесь также стоит отметить то, что у любой социальной сети есть создатель или владелец, у которого так или иначе будет существенно больше полномочий, чем у других ее участников. Это касается, например, доступа к хостингу, на котором размещен веб-ресурс. При желании администратор может попросту удалить сайт вместе со всеми зарегистрированными на нем пользователями. И этот доступ к месту размещения ресурса невозможно устранить – ведь за хостинг кто-то должен платить, в случае же, если он собственный, требуется следить за состоянием серверного оборудования. Одним словом, за проектом кто-то должен «ухаживать», и вряд ли тому, кто этим будет заниматься, будет достаточно возможностей, которые есть у рядовых пользователей социальной сети.

Кстати, подобный «уход» требует определенных сил и финансовых вложений. И здесь логично перейти к рассмотрению способов монетизации социальных сетей. При грамотном подходе из таких интернет-проектов можно сделать весьма прибыльный бизнес. И примеров тому множество, взять хотя бы веб-ресурсы «ВКонтакте» и «Одноклассники». Правда, эти социальные сети были одними из первых в Рунете, а потому лидирующие позиции им было занять все же легче, чем новичкам рынка.
Вместе с тем, и они стали приносить прибыль не сразу. В частности, рекламные баннеры, один из основных источников дохода для большинства интернет-ресурсов с бесплатным контентом, «ВКонтакте» появились сравнительно недавно.

Раз уж зашла речь о рекламе, стоит отметить, что эффективность ее размещения в социальных сетях выше, чем на многих традиционных интернет-сайтах. Знание личных данных пользователя, которые он указывает в своем профиле, позволяет адаптировать рекламное сообщение под него. Например человеку, который интересуется автомобилями, можно показывать баннерную и контекстную рекламу  автосалонов.

В социальных сетях удобно проводить вирусные кампании, когда рекламное сообщение распространяется участниками. В этом случае главное сделать информацию интересной для пользователей, а дальше они будут передавать ее друг другу самостоятельно, ведь информационный обмен – одна из основных функций социальных сетей.

Размещение рекламы – не единственный способ монетизации подобных проектов. При желании прибыль можно получать также за счет платных сервисов. Например, ресурс «ВКонтакте» предоставляет возможность за деньги повысить рейтинг любого из пользователей в поисковой выдаче. Способы оплаты подобных услуг могут быть самыми различными – от отправки SMS-сообщений до использования платежных систем, аналогичных WebMoney и перевода необходимой суммы с помощью пластиковых карт (скажем MasterCard или Visa).

Так или иначе, в стремлении сделать социальную сеть максимально прибыльной важно не перегнуть палку. Излишнее количество рекламы, а также доступ к большинству функций на платную основу может вызвать негодование пользователей и привести к снижению их числа – они попросту станут посетителями конкурирующих веб-ресурсов, недостатка в которых сегодня не наблюдается.